Насилие на Первом: кому нужна Диана Шурыгина
25.04.2017
Все пропало, я – урод, угробила ребенка
05.05.2017

Иллюзия или?..

«Друзья. Мой друг был зверски избит в очереди на запись в школу. В первый класс. Сейчас так. Живая очередь по трое суток», — сообщил мне ФБ несколько дней назад. И показал фотографию на самом деле сильно избитого мужчины.

По всей стране началась запись первоклассников в школу на 2017–2018 учебный год. Естественно, что по трое суток родители будущих первоклашек стоят не в обычные школы по месту жительства (хотя и там все сегодня непросто), а в школы «продвинутые» — авторские, гимназии и лицеи, с углубленным изучением языков и так далее.

Естественно, что каждый из нас, родителей, мечтает о самом лучшем для своего ребенка. Первыми в списке «лучшего» стоят, как правило, школы и кружки. Если музыкальная — то при консерватории. Если математическая — то со статусом «областная». Если общеобразовательная — то такая, чтоб с бассейном, авторскими программами и прочими наворотами. И ничего, что несколько суток в очереди. И ничего, что потом дважды в день по пробкам через полгорода. И ничего, что бесконечные поборы и взносы. Зато есть повод гордо говорить: «Ваш где учится? А моя — в той самой!»

Ничего плохого в специальных школах нет, наверное. И условия, которые в этих школах предлагаются, оговариваются с самого начала и родители на них соглашаются. Не спросив детей — а им оно надо? Вот так — по пробкам через полгорода, просыпаясь на час раньше, чем мог бы. Упираясь на многочисленных дополнительных занятиях, половина из которых — бесполезны и организуются исключительно для поддержания имиджа «необычной» школы и получения легальной возможности брать с родителей деньги. Я знаю школу, в которой все ученики обязаны учиться музыке. Нет, она не музыкальная. Просто так решили. Причем обучение в другой школе искусств не отменяет обязательных экзаменов по музыке здесь, в «продвинутой» общеобразовательной. И если ребенок хочет, к примеру, рисовать или заниматься спортом, то только параллельно с музыкой. И с хореографией, потому что она тоже обязательна. И то, и другое, естественно, не бесплатно. А кому не нравится — так никто не держит! Милости просим в другую параллель. И все бы ничего, только в другой параллели ребенок будет учиться во вторую смену. Потому что все классы «А» учатся с первую смену все 11 лет, а остальные — как получится. А если выяснится, что играть на скрипке ему не нравится, например, в третьем классе? Вырывать ребенка из привычного коллектива, от учителя? Причем к школе в этом смысле претензий нет никаких, хозяин — барин. Каждый зарабатывает, как может. А вот к родителям вопросы возникают. Потому что именно они, родители, должны учитывать и защищать интересы ребенка.

Давать знания в рамках ФГОС все образовательные учреждения обязаны бесплатно. Поэтому все «продвинутые» школы зарабатывают на дополнительных занятиях. Независимо от того, надо ли это ребенку. «У нас лицей» — поэтому обязательны дополнительные занятия по математике и физике. «У нас гимназия» — поэтому три раза в неделю — на другой конец города на факультатив по обществознанию.

Что это дает ребенку? Кроме бешенной нагрузки? Никакая специальная школа, за редким исключением, не освобождает нас от репетиторов. Я сейчас о той России, которая за пределами Московской кольцевой — внутри, возможно, иначе. Больше того, чтобы держаться на плаву в таких школах, тоже зачастую нужны репетиторы!
Я хочу, чтобы меня правильно поняли. Если ребенок любит школу и готов ехать туда полтора часа с пересадками, если он осознанно стремится к получению разнообразных знаний в стенах одного учебного заведения — вопросов нет. Я о другом.

Мои ученицы Даша и Настя ходили в один класс в языковой гимназии. Очень крутой гимназии, в которой учатся дети многих местных руководителей и крупных предпринимателей. Насте все дается легко — и языки, и общение с «мажорами». Она никак не реагирует на разговоры одноклассниц о поездках на шоппинг в Италию. А Даша — реагирует. И неважно, почему. Даша училась на «тройки» и была объектом постоянных насмешек одноклассников, в среде которых бытовало мнение: троечник — значит, простите, лох. Два года подряд Даша оставалась на осень по половине предметов — от математики до французского языка. Не смотря на то, что постоянно занималась с репетиторами. Но Дашина мама категорически не хотела ничего менять, потому что «как я людям скажу». А потом все-таки перевела дочь в школу, которая рядом с домом. Даша стала учиться без троек и очень быстро подружилась с одноклассниками. Возможно, требования в школе ниже. А может быть, избавившись от этого клейма — «самая сильная школа в городе» — Даша просто вздохнула, наконец, полной грудью и у нее появились дополнительные мотивы и ресурсы для того, чтобы учиться лучше.

Есть еще одна сторона «исключительных» учебных заведений, о которой заговорили совсем недавно, в связи с историей в «Лиге школ». Это та самая «исключительность». Почти секта. Мы учимся здесь, поэтому мы — особенные. Нам можно больше, чем остальным. Мы пойдем дальше, чем остальные. Вот про это никому знать не надо, потому что это наши тайные знания… И это не имеет ничего общего с английским школьным галстуком, по которому выпускника будут всю жизнь узнавать, где бы он в нем не появился. И это опасно.

Когда-то мне довелось работать в школе, которая находилась не в самом благополучном районе города. Ну, знаете, есть такие районы в каждом городе, про которые жители других районов говорят с испугом и не разрешают своим детям туда заходить, потому что там страшно. В нашей школе с численностью 800 учеников только у четырнадцати родители были с высшим образованием. И, честное слово, воспоминания о том времени — самые теплые в моей жизни. В классе, который я выпускала последним, было 20 учеников, 16 из которых поступили в вузы на бюджетные места. Сейчас тем ребятам за 30. Мы иногда встречаемся. И я очень радуюсь за них, потому что все они встали на ноги, обзавелись семьями, нарожали хороших детей. Я встречаю выпускников нашей школы среди городских руководителей, заведующих библиотеками, сотрудников аппарата областной думы, начальников подразделений таможни, лучших молодых предпринимателей города, врачей, учителей, журналистов. И я уверена, что статистика таких вот успешных, крепких выпускников у нас ничуть не хуже, чем в самой престижной школе города.

Мой опыт общения с родителями позволяет мне думать, что большинство из нас, устраивая своего ребенка в какую-нибудь супершколу, пытается таким незамысловатым способом снять с себя часть своих обязанностей. Мы думаем, что там за нас сделают то, на что у нас не хватает времени. Научат общению. Привьют самостоятельность и тягу к самообразованию. Покажут тот самый правильный путь… Не так давно я разговаривала с завучем православной гимназии. Думаете, там учатся только дети священников и прочно воцерковленных семей? Я тоже так думала. Оказалось, не так. Большинство детей — это те, чьи родители уверены, что учеба в гимназии застрахует от вредных привычек, создаст правильный круг общения, гарантированно воспитает скромность и целомудрие… И родители эти очень удивляются, когда узнают, что для достижения этих целей неплохо было бы по воскресеньям вместе с ребенком вставать рано утром и идти на службу в храм, например.

Каждый год родители моих девятиклассников начинают активную деятельность по поступлению их детей в гимназию при университете. Ничего против этого учебного заведения не имею, правда. Но такую активную страсть (или страстную активность) родителей не понимаю. Особенно когда ехать через весь город. Бросать все внешкольные занятия, потому что нагрузка в гимназии не позволяет заниматься еще чем-то. Платить деньги, и немалые, потому что бюджетных мест там кот наплакал. 100% гарантии поступления в вуз нет и быть не может. Спрашиваю: «Зачем?» Ответ, как правило: «Ну как зачем?!». Вот не понимаю, правда. За 6 лет работы в нашей «Академии радости» видела только одну девочку, которая хотела в гимназию сама. Поступила и после первого полугодия вернулась в школу…

Каждый родитель хочет для своего ребенка всего самого лучшего… Представление о «лучшем» у каждого свои. Я, например, с недавних пор убеждена: лучшая школа — та, которая рядом с домом. Потому что никакая самая расчудесная школа не гарантирует, что ребенок не будет унижен, что его индивидуальные особенности будут учтены, что среди одноклассников не будет того самого Вовочки, что учеба станет чередой радостных открытий и откровений. Я не претендую на истину. Я даже не исключаю, что мои дети, повзрослев, захотят учиться в гимназии при университете. Ключевое слово — захотят. И сами выберут. Тогда я не буду возражать. Я просто призываю родителей, которые сутками стоят в очереди на запись в 1 класс какой-нибудь «самой престижной» школы хорошо подумать — какое отношение эти сутки и все, что за ними последует, имеет к счастливому будущему ребенка? Что лично он приобретет в результате и чем это «что» принципиально отличается от того, что он может сполна получить в школе, которую видно из окна? Что мы удовлетворяем таким образом — интересы ребенка или собственные амбиции?

… Интересно, папа, которого избили в очереди на запись в 1 класс родители будущих одноклассников его сына, по-прежнему считает, что нашел ребенку лучшую школу? Дай Бог ему здоровья и терпения!

Источник

 

Поделиться:
Марина Солотова
Марина Солотова
Педагог, консультант по семейной педагогике.

Отзывы

avatar
wpDiscuz
Наверх!
//]]>
Спасибо за письмо!