Дом — это вам не школа. Кому подойдёт семейное обучение

Директор детского медиахолдинга "Академия радости" Марина Солотова — о том, как желание обучать детей дома разбилось о суровую реальность.
ЦЕНТР ЭФФЕКТИВНОЙ ПЕДАГОГИКИ МАРИНЫ СОЛОТОВОЙ

В августе 2015 года я пришла в городской департамент образования и написала уведомление о переводе моих детей на семейное обучение. Вести со мной долгие беседы на темы “Ну зачем же…” и “А может…” не стали. То ли потому, что я была уже сильно не первой (и даже не сороковой), то ли потому, что за неделю до этого мы встречались с директором департамента и вполне себе продуктивно побеседовали. 

С самого начала я знала, что сама учить своих детей не смогу. Поскольку это, на мой взгляд, подвластно только мамам, которые, имея хорошее образование и владея методиками, освобождены от работы. Поэтому ещё летом я решила создать группу семейного обучения на базе своего центра “Деловые дети”. Училось у нас четверо детей — кроме моих ещё двое ребятишек. Кроме того, мы худо-бедно наладили контакты с родителями, которые тоже решились на такой подвиг. Вывод из этого общения могу сделать такой: сегодня семейную форму обучения выбирают две категории российских родителей: первая — мамы и папы с “диагнозом”, как у меня, которые категорически не хотят, чтобы их дети стали частью системы и попали в мясорубку марки “Современная российская школа”.

Вторая — родители, у которых особые дети. “Особые” в данном случае — это те, кому в школе совсем плохо, и они, дети, не собираются с этим мириться и подстраиваться. Подчёркиваю: не дети с психическими диагнозами, а те, кому просто категорически не нравится школа. Они не успевают вместе со всеми писать и читать, потому что просто делают всё медленнее. Им не подходит режим, при котором надо 40 минут сидеть как пришитым, а потом 10 минут прятаться от бегающих и кричащих одноклассников. Они не любят, когда им дышат в затылок или когда чей-то затылок впереди. Им не хватает ресурса на 6 часов в школе. И так далее.

Плюсы

Фото: © EAST NEWS

Фото: © EAST NEWS

 

Начну с эгоистического. Когда мы перешли на семейную форму обучения, у меня фактически не стало второй работы — ежедневного выполнения домашнего задания. Дети всё успевали сделать с учителем. Очень редко, совсем иногда, что-то учили наизусть дома. Ну, падежи повторяли по дороге в магазин… Мамы! Вы не представляете, какой это кайф — не делать вечером домашнюю работу по математике, а особенно по окружающему миру!!!

Гораздо легче было организовать расписание дополнительных занятий (в нашем случае — музыкальные школы у обоих). И времени на эти занятия стало больше.

Начинались наши семейные занятия в 10 часов. То есть мы все высыпались и не носились с утра по квартире как ужаленные.

Главное — дети на самом деле стали гораздо спокойнее. Сами собой рассосались комплексы, вернулась уверенность в себе.

Аттестацию в конце концов мои дети сдали на 3 и 4. Думаю, что такой же результат (а с большой долей вероятности — хуже) был бы в школе. А если разницы нет, то… вы правильно поняли. И всё-таки мы вернулись в школу. Минусы перевесили. Но за этот год окрепли: дети перестали дёргаться от слова “школа”, я стала гораздо спокойнее.

Минусы 

Фото: © flickr.com/Susy Morris

Фото: © flickr.com/Susy Morris

Время

Его, оказывается, очень много! Школа выполняет-таки функцию камеры хранения, без которой маме-одиночке с двумя детьми, даже самостоятельно устанавливающей себе режим рабочего дня, жить очень непросто. Все занятия по предметам занимали у нас максимум два часа в день. То есть за это время дети успевали сделать всё, что необходимо: прочитать, решить, написать, нарисовать и так далее. Если бы рядом был человек, который сразу после занятий подхватил бы детей и повёл их на прогулку или в музей, читал бы им книжки и лепил из пластилина — тогда да. А в моём случае, даже с учётом занятий в спортивной секции и музыкальной школе, времени оставалось очень много, девать его было некуда, у меня не было возможности бросить всё и заниматься только детьми.

Деньги

Их, оказывается, надо очень много! Стоимость учебников зашкаливает — складывается впечатление, что их вручную пишет и раскрашивает лично министр образования. Проезд в городском транспорте — за полную стоимость, потому что льготы получают только ШКОЛЬНИКИ. Железная дорога — то же самое, за исключением лета. Казалось бы, логично, если бы государство компенсировало родителям, чьи дети не учатся в школе, затраты в той сумме, которая выделяется на каждого ребёнка из бюджета. Она ведь заложена, эта сумма, правда? Какая разница бюджету, кому её отдавать — школе или маме? Оказывается, есть разница. Закон сегодня отдаёт право решать вопрос о выплате компенсации регионам. Наш регион этот вопрос не решил.

А главная статья затрат, конечно, учителя. И это — самая большая проблема.

Учителя

Мне хотелось, чтобы моих детей учили люди, умеющие делать процесс радостным. Ведь что такое начальная школа, да и вообще школа, в идеале? Это ежедневные открытия и радость этих открытий! Мне не удалось найти таких учителей. То есть учителей-то я нашла. Они были хорошо образованы, знали свой предмет и умели вдолбить знания. Ключевое слово — вдолбить. Это были чудесные учительницы традиционной школы. Которые хорошо знают методику и не собираются перестраиваться под отдельно взятых детей, даже за деньги. К концу первого полугодия я осознала, что то, от чего я пыталась оградить Аню и Ваню, я просто умножила на 25. В школе они могли хоть как-то расслабиться, пока до них доходили руки. Здесь учительница села напротив, и спрятаться от неё было некуда. Я робко пыталась объяснить девушкам, что надо бы как-то иначе, что методик много, можно почитать, поизучать… В общем, мне не удалось найти учителя моей мечты. Но тем не менее я очень признательна нашим учительницам за то, что оба ребёнка без особого напряжения сдали аттестацию.

Аттестация

Нас, семейников, хоть и немало, но в масштабах страны — не то чтобы много. И уходить из школы мы начали совсем недавно. Видимо, поскольку министерству есть чем заняться и без нас (только задания к ЕГЭ каждый год переделывать!), механизмов прохождения детьми аттестации практически нет. То есть на бумаге они есть. А на практике — совсем не отработаны. Мы, к примеру, без проблем привели своих детей на аттестацию только потому, что я лично знакома с директором. И я понимаю тех директоров, которые отказывают родителям в организации этого процесса, хоть и не имеют права: надо найти время (с нынешней загрузкой учителей), место (с нынешней загрузкой школьных зданий), надо понять, из каких источников оплачивать учителям эту дополнительную нагрузку и на каких основаниях. Многие дети проходят аттестацию дистанционно, в столичных школах. Меня такой вариант не устроил. Но так или иначе у нас в городе, по моим данным, все семейники нашли возможность аттестоваться, хоть и пришлось родителям побегать. Ничего не поделаешь, первооткрывателям всегда трудно.   

Кому подойдёт семейное обучение

Рекомендую ли я переходить на эту форму обучения? Не всем. Очень неплохие результаты показывают старшеклассники. То есть дети, которые принимают решение осознанно и сами. Те, кто знает порой больше учителя и не хочет тратить время на нудятину в виде устного опроса и самостоятельных работ. Те, кто тратит освободившиеся несколько часов в день на полезные занятия. Сын одного моего приятеля, к примеру, три последних школьных года выигрывал какое-то неимоверное количество компьютерных олимпиад, блестяще сдал ЕГЭ и учится в одном из самых престижных вузов. Дочка подруги в 10-м классе училась самостоятельно и работала, а в этом году вернулась в школу заканчивать 11-й класс, потому что замучалась бегать за учителями и просить, чтобы её аттестовали. Сейчас в нашей мастерской журналистики учатся двое мальчишек-“семейников”. Они реально знают больше остальных, во всяком случае — по гуманитарным дисциплинам точно. Более того — один из них уже сдал часть предметов за год и спокойно готовится к ОГЭ.  

Не надо путать домашнее и семейное обучение. Первое — по медицинским показаниям и при наличии справки, рекомендующей эту форму. В этом случае учителя будут приходить к вам домой. А тем, кто решится на семейное, надо очень хорошо промониторить свои ресурсы: время, деньги, силы. Узнать, предусмотрена ли в вашем регионе компенсация. Понять, как будет заниматься ребёнок: самостоятельно или у репетиторов. Чем он будет занят в освободившееся время. С какой регулярностью он будет сдавать промежуточную аттестацию и где. И да, не забыть на старте узнать в своём департаменте, кто и как будет выдавать ему документ об образовании — повторю, механизмы чаще всего не отработаны.

Источник

Поделиться:

Отзывы

avatar
wpDiscuz
Наверх!
Спасибо за письмо!