Девятиклассники на выборы? Вы в своём уме? - Марина Солотова
Кто такой паук-крестовик, или Почему я не хочу, чтобы мои дети учились в школе
13.03.2017
Дом — это вам не школа. Кому подойдёт семейное обучение
13.03.2017

Девятиклассники на выборы? Вы в своём уме?

Анекдот. Прибежали к филину мышки:

— Филин, ты умный, мудрый такой, скажи, что нам делать? Мы маленькие, беззащитные, нас все в лесу жрут.

Филин подумал минуту и говорит:

— А вы станьте ёжиками!

— Точно! Как же мы сразу-то не догадались! Вот что значит умище-то! — сказали радостно мышки и убежали. Километров 5 пробежали, встали и думают: “А как?” Вернулись к филину с этим вопросом. Филин сверху на них посмотрел и говорит:

— Ну вы меня фигнёй-то не грузите. Я стратегию разрабатываю!

 

Уже много лет меня не оставляет ощущение того, что для некоторых (скромно так) наших чиновников и депутатов дети — подопытный материал.

А давайте попробуем программу, которая ещё не прошла нормальную экспертизу. Вдруг получится? Не получилось? А сколько мы детей по ней выучили за 10 лет? Несколько сотен тысяч? Вот блин, наверное, правда плохая программа. Но стратегически всё верно было!

А давайте в 5-м классе второй иностранный язык везде введём! А вдруг?! Что-что? И первый плохо знают? Ну так давайте попробуем второй, вдруг это повлияет? И как? Не влияет? А сколько мы денег на это потратили? Ну ладно, не получилось так не получилось. Что? Ещё и детей перегрузили? Да ладно, не умрут, наверное. Стратегия-то правильная была!

А давайте введём стандарты, по которым с первого класса будет обязательная внеурочная деятельность по 2 часа в день! Ну про патриотизм, про спорт, про искусство… Нет, не факультативы. Нет, не кружки, кружки — это дополнительное образование, а мы про основное сейчас. А что тогда? А когда? А какими ресурсами? А зачем? Да кто ж его знает! Наше дело — стратегию разрабатывать.   

 

Теперь вот новая инициатива: самые молодые депутаты седьмого созыва Госдумы от ЛДПР — 21-летний Василий Власов и 25-летний Борис Чернышов — внесли в ГД законопроект, разрешающий голосовать россиянам не с 18 лет, а с 16 лет.

16 лет. 9-й класс…

В начале этого учебного года я провела среди своих ребят — учеников мастерской журналистики — опрос по литературе, истории и обществознанию. В числе вопросов был и такой: назовите лидеров парламентских партий России. Ни один из учеников 8–11 классов не назвал не то чтобы фамилии лидеров, а сами партии. Ни один из 40 человек. Все хорошо учатся в школе. У всех по обществознанию не ниже четвёрки. Все из хороших семей.

Господа депутаты, как можно говорить о том, чтобы предоставлять избирательное право подросткам в стране, где практически нет СМИ для этих подростков? Как можно говорить о 16-летнем электорате, когда школьное самоуправление, даже в том виде, в котором оно существовало, осталось в далёких 90-х? Кого вы хотите привести на избирательные участки? Людей, которые никак не участвуют в общественной жизни? Которых в строгом соответствии с необходимостью сдать ЕГЭ учат в школах исключительно одному — ставить галочки в нужном месте? У которых нет никакого социального опыта, которые в меньшей части плохо представляют, а в большей — вообще не представляют, как работает избирательная система, да и что вообще представляет из себя государственный аппарат? Которые не видят отличия законодательной власти от исполнительной? Так вы подойдите к любой, даже московской школе и спросите у 100 выходящих из неё старшеклассников, что такое одномандатный округ? Если хотя бы 10 человек из 100 поймёт, что вы сейчас не матерились, я готова посыпать голову пеплом.

Фото: © РИА Новости/Ульяна Соловьева

 Фото: © РИА Новости/Ульяна Соловьева

Меня вот что в последнее время волнует: почему мы начинаем любые реформы по принципу “Если не получается начать с начала, давайте начнём с конца”? Само по себе избирательное право с 16 лет, наверное, возможно. Паспорт же получают они в 14, значит — граждане. Я, в принципе, не против. Лет через 20. А лучше — через 40. При условии, что сегодня же будет начата работа над  программой, которая позволит вырастить поколение 16-летних подростков, понимающих, что они делают, и отвечающих за свои поступки.

Большая комплексная государственная программа, которая будет предусматривать в первую очередь подготовку кадров — тех, кто будет учить этих 16-летних. Которая изменит систему образования, поставив во главу этой системы ученика и его интересы. В которой найдётся место для развития детского самоуправления (игра в учителей в День учителя, которую сегодня называют Днём самоуправления, не в счёт). Большая комплексная программа воспитания гражданина. Который будет уметь думать, прежде чем поставить галочку в нужном месте.

Думать в школе сегодня не учат. У меня есть основания для таких заявлений. В прошлом году мои ученики-девятиклассники подошли с вопросами перед сдачей ОГЭ. Там есть часть, в которой надо написать текст. То есть сочинение-рассуждение на основе какого-нибудь текста. И начать это сочинение-рассуждение полагается словами: “Я согласен с автором, потому что…”. Я спросила: “А если не согласен?” И получила ответ: “А не соглашаться нельзя, нам сказали это обязательно запомнить!”

Я к чему это всё? Если мы хотим, чтобы наши дети к 16 годам могли стать избирателями, мы должны долго и терпеливо к этому готовиться. И желательно смотреть на примеры не только в Бразилии и Никарагуа, при всём моем уважении ко всем странам в мире и их избирательным системам. В противном случае дети опять становятся статистами, которыми очень просто манипулировать.

И ещё вопрос. Он меня очень интересует. Неужели вот это — то, о чём сегодня надо больше всего думать депутатам Государственной думы?! То есть разрешим голосовать на выборах подросткам, и будет нам счастье? И пенсионеры станут богаче, и многодетные семьи заживут припеваючи, и работа интересная у молодых появится, и жилья на всех хватит, и деньги на лечение детей-инвалидов собирать перестанем, и горячая вода в трубах будет всегда, и стадионы станем строить хотя бы за 5 лет, и чиновники не будут воровать миллиарды, и дети перестанут с крыш шагать, и дороги станут лучшими в мире, и будет нам хлеб, и будет нам песня! Я уже начинаю задумываться: может, нам ввести возрастной ценз на депутатство? Не моложе 30 лет, к примеру…

А то видите, что получается: со стратегией у молодых соколов Жириновского всё в порядке, а вот с тактикой, с системным мышлением и взрослым подходом — проблемы.

Источник

Поделиться:
Марина Солотова
Марина Солотова
Педагог, консультант по семейной педагогике.

Отзывы

avatar
wpDiscuz
Наверх!
//]]>
Спасибо за письмо!